Далинианские дали

Опубликовано: Воскресенье, Май 19, 2013 Комментарии (1)

В мире не очень много “общепринятых” мыслей, которые так или иначе встречаются и повторяются везде: будь то картина, скульптура, инсталяция, какой-то комедийный одноразовый фильм или невероятной глубины книга. Что-то общее и почти не трансформирующееся с годами есть почти во всем.

Помню, когда-то мне было стыдно, что я нашла для себя мысленно мораль в каком-то поверхностном кино. Помню, как все ругали фильм, выходя из кинотеатра. Теперь-то я более менее знаю, что все относительно и каждый видит по-своему. Вернее это я и раньше знала, но, пожалуй, прочувствовать это по-настоящему можно только с годами и прожитыми тысячью событий, инцидентов и просто мгновений.

Ну это так..лирическое отступление к небольшой записи, которую хочу сделать, чтобы просто не забыть о некоторых мелких, но важных для меня впечатлениях. Так скажем, капелька из миллиардов вещей, которые меня постепенно меняют, точат как вода камень. Уж не знаю в лучшую или в худшую сторону.

В наш город приехала выставка “Шедевры Сальвадора Дали”  . Не успев очнуться от множества всяких экспозиций, архитектуры и просто забавных наблюдений в путешествии, мы решили не упустить возможность посмотреть на работы художника. Тут надо сказать огромное спасибо Саше, без которой я бы вряд ли узнала, что в Тольятти может такое проводиться.

Рисунки, скульптуры мне абсолютно непонятные. Но, на мой взгляд, любая хорошая выставка должна пояснять смысл работ для тех, кто не смог разобраться сам, но очень хочет. На удивление, и у нас в Тольятти бывают хорошо организованные выставки. Нам крутили видео, посвященное именно данной конкретной экспозиции с разбором именно тех работ, что были представлены.

Мы зашли на выставку уже поздно вечером. Увидели работы Дали и поняли, что нужно срочно посмотреть фильм. Настолько все не понятно, к сожалению. Я уже чуть было пожалела, что притащила в музей кое-кого, кто не очень любит подобное. Но видео-лекция сразу началась для нас с интересного. С мыслей, которые встречаются везде. Именно так, как я сказала выше. Но слышать это опять почему-то не скучно. Просто, может, еще одно напоминание, воодушевление.

Из экрана на нас смотрел мужчина средних лет и восхищенно рассказывал про некую скульптуру Дали.

Поэтому Дали лишает его внутренностей, то есть чувств и лишает мозга, мыслей. По сути, это мы лишаем Ньютона права на чувства, на ошибки, на мысли. Но если мы к Ньютону относимся так потребительски, то к простому смертному мы вообще никак не относимся. И Дали этой работой призывает нас увидеть в другом человеке именно человека, а не набор профессиональных качеств.

Это именно то, о чем я как раз недавно думала. Ну, конечно, не о Ньютоне, а о своей ограниченности. К примеру, с детства нас спрашивают “кем ты хочешь стать?”. А что если я уже стала или становлюсь. Становлюсь человеком, который способен развиваться и меняться каждую минутку. Что если не обязательно приходить на работу к 9 и уходить в 6, чтобы работать по строго определенной в юности профессии? Что если не обязательно учиться в школе, университете и других учебных заведениях в общепринятых смыслах? Ведь если ты для себя не поймешь необходимость саморазвития и будешь стоять на месте, то учеба не принесет тебе много пользы, а работа обязательно будет нелюбимой. Просто нужно понять, что не важно директор ты или дворник. Если ты хороший человек, ты всегда будешь ценным. Ты можешь быть дворником, качественно мести и это ценно. Кроме того, будучи дворником, ты можешь писать книги и ощущать себя писателем. Ты можешь лазать по скалам и чувствовать себя альпинистом, будучи дворником для всех остальных. Не важно, что ты лазаешь недалеко, неважно что ты еще не знаешь всех профессиональных названий и у тебя нет денег на дорогое снаряжение. Ты уже альпинист. Тогда, когда ты заинтересовался чем-то, ты уже профессионал в перспективе и не обязательно выбирать себе одно занятие на всю жизнь, какую-то одну строго отведенную тебе функцию. Вообще тут можно привести много примеров из недавнего путешествия в Стокгольм и Хельсинки, рвущих шаблоны. Но боюсь тогда сильно запутаться и уйти от темы.

Надо отметить, что лекцию проводил не профессионал. Этот мужчина – не искусствовед и не экскурсовод, он не учился на человека, который интересуется искусством. Он просто им интересуется. Он просто увлечен Дали: его работами и философией. И для этого человеку тоже не нужно быть “профессионалом”.

Лектор рассказывал про множество работ. Про все из них увлеченно и страстно. Но мне, конечно, запомнились не все.

Очень понравилась графика “Девятый круг ада”. Даже, наверное, не сама работа, а объяснение. Что в принципе тоже сводилось к идеи, которую сейчас можно встретить везде. Но от этого она не становится хуже. 9 круг ада, согласно мифологии, это место для обманувших доверившихся. Таким образом, по мнению лектора, Дали хотел дать понять людям как важно не предавать друзей и любовь. Как важно ценить и заботиться о них. Как важно не обманывать тех, кто тебе доверился. И нет прощения человеку, предавшему любовь. И обратно ничего не вернуть, если ты уже оступился. Наверное, больше половины кинематографа про это. По-моему, почти все книги так или иначе несут в себе эту мысль. Ну и еще мысль, что война – плохо. Но люди, правда, все равно ведут какие-то военные действия, стреляют, дерутся, взрывают.

Еще хорошо запомнилась картина о женской натуре. Она страшная на вид, но вполне тоже ничего по смыслу. Про то, что нельзя быть только святошей, ну и наоборот)) Надо бы найти нечто среднее.  Вообще, Дали как-то подозрительно страстно восхвалял женское начало и весьма иронично относился к мужчинам.

Далее было множество пояснений к другим его работам: всем известное утекающее время; старая кляча с муравьишками, посвященная пожилой Гала; фрейдистская улитка; горящий жираф как символ Испании перед гражданской войной и так далее и так далее. Много идей в получасовом интервале. Не знаю, закладывал ли автор весь тот смысл, что приписывают его работам. Но по сути, это ведь не важно. Никогда точно не узнаешь, что имел в виду автор, даже если он сам это сказал. Ведь он мог это додумать уже потом, как бы в объяснение своим действиям и для привлечения внимания. Вообще лучше, конечно, прислушиваться к себе в первую очередь, но если это не получается, то можно и к объяснению обратиться.

Уже перед уходом, насмотревшись на работы Дали, мы решили послушать еще немного видео-лекцию. Надо сказать, незря. Жуткая до этого работа обрела смысл. “Хронос”. Да, да, именно про того бога, что пожирал своих детей, доверившись предсказанию. По словам лектора, Хронос везде изображен яростным (я согласна, погуглив). А у Дали он грустный, как бы не хотя сдирает кожу с человека. Он будто бы вынужден и не может остановиться. Но! Дали поместил в голову Хроноса ящичек..ох и любит он подобные символы. В ящике косточки. Его предыдущие жертвы ушли не бесследно.

Хронос – это, конечно же, время. Время неумолимо. Время поедает нас, не может остановиться, и все кажется необратимым. Но никто не уходит бесследно. Мы где-то остаемся. Мы ничего-ничегошеньки не знаем ни про нас, ни про время, ни про то, куда мы и зачем. Но в целом все чувствуют что-то. Так или иначе. Кто-то придумывает себе обряды и четко устоявшуюся религию; кто-то предается йоге и эзотерическим мыслям (ну или религиозным опять же); а кто-то признает, что не в силах ничего узнать и не знает, пожалуй, многого. Ведь даже, что все относительно, люди поняли сравнительно недавно.

Поделитесь с друзьями:

Читайте также:

Комментируйте:

  • EnsRationis

    Молодец, что записала ;)