Великая Китайская стена. Участок Цзиньшаньлин.

Опубликовано: Понедельник, Июль 7, 2014 Комментарии (2)

Памятник китайскому массовому труду

Великая Китайская стена в прошлом – масштабное оборонительное и в то же время весьма бесполезное сооружение. Её строило не одно поколение китайцев, в мучении и вдали от семей. Стена не выполняла своей главной задачи – защиты от нападений монголов, так как поддерживать её работоспособность было сложно. И все же Великая Китайская стена считается хорошо спроектированной грандиозной постройкой.

Сейчас это, наверное, очень прибыльный коммерческий туристический объект. Стена протянулась на севере Китая на протяжении 8851,9 км (с перерывами, сама стена в длину примерно 2500 км). Некоторые участки проходят в непосредственной близости от Пекина.

Побывать в Пекине впервые и не посетить Великую Китайскую стену – пожалуй, даже никому в голову не придет. То ли это хорошо разрекламированный бренд (по крайней мере самые отреставрированные участки около Пекина), то ли действительно важный объект с точки зрения исторической ценности. Китайцы беспощадно реставрируют стену, заменяя старые кирпичи на новые, оборудуя стену кафе, аттракционами и другими туристическими забавами. Так что если кто-то еще не успел побывать на стене, самое время сделать это в ближайшие годы, пока есть еще древние участки, где можно спокойно постоять, разглядеть кладку, представить те далекие времена.

Участки Великой китайской стены, отмеченные по возрасту

Выбор участка стены для посещения

Из Пекина можно добраться до нескольких участков, открытых для туристов:

• Бадалин / Badaling (самый близкий, отреставрированный, куча туристов),
  • Мутянью / Mutianyu (чуть подальше, туристов чуть поменьше, но тоже много, отреставрированный),
  • Симатай / Simatai (закрыт на реставрацию с июня 2010 года, раньше был самым привлекательным для активного туризма, живописным участком),
  • Цзиньшаньлин / Jinshanling (не отреставрированный, соседствует с Симатай, открыт для посещения, самый далекий от Пекина – примерно 1,5 – 2 часа добираться).

По официальным данным все они примерно одного возраста, ~XIV – XVI века. Выстроены во времена династии Мин.

Мы – молодые полные сил люди и решили, что нам нужен не отреставрированный участок. Так что выбор у нас был небольшой – Цзиньшаньлин. Надо сказать заранее, что мы были готовы к физическим нагрузкам, но не таким! Потом ноги очень сильно болели. Я уже не говорю, что в некоторых местах (дальше, чем ходят экскурсии) было действительно страшно.

Кстати, про реставрацию Симатай: во многих источниках в интернете пишут, что участок Симатай “откроется” в октябре 2013. Но мы были рядом в апреле 2014 года (участок Цзиньшаньлин соседствует с Симатай) и он был закрыт. Закрыт – это пухлая тетя с сувенирами и табличкой на английском вроде “Мы настоятельно не рекомендуем вам идти по этому участку, он крайне опасен”.

Схема участков Великой китайской стены

Самостоятельно или группой?

На самом деле, разницы большой нет. По стоимости организованная экскурсия (которую можно заказать почти в любом хостеле Пекина) выходит не намного дороже, чем самостоятельная поездка (по крайней мере в отдаленные участки).

Если едете с экскурсией, будьте готовы, что:

– Вы будете ждать в незнакомой кучке людей кого-то просто так. И не будете распоряжаться своим временем по своему усмотрению.

– Вы не увидите всего участка стены. Например, на Цзиньшаньлин много спусков и все экскурсии сворачивали где-то на полпути (после 1,5 – 2 часов ходьбы). И эти люди не увидели самого захватывающего.

Если вы едете самостоятельно, то будьте готовы, что:

– Вас захотят обмануть на какую-то сумму денег китайцы (например, таксисты).

– Вас найдут в любом даже самом отдаленном месте распространители сувениров.

– Вам никто не будет рассказывать про стену захватывающие истории и придется читать все самому заранее. Можно и там почитать: на протяжении всей стены достаточно много аннотаций на английском.

Подготовка к поездке

Если вы вдруг читаете эту статью и собираетесь на не отреставрированный участок Китайской стены, то вам будет полезно знать следующее.

• Нужно одеть удобную одежду и обувь. Даже если едете летом, возьмите и головной убор от солнечных лучей и теплую кофту с капюшоном от горного ветра.
  • Возьмите с собой по минимуму вещей, лучше всего в рюкзак, чтобы руки были свободны.
  • Если едете самостоятельно, выезжайте пораньше, чтобы не попасть в пробки! Но не забудьте покушать, там скорее всего будет негде или очень дорого и не вкусно.
  • Если едете самостоятельно, то напечатайте себе предварительно на листочке следующую информацию:
    название автовокзала в Пекине на английском и китайском (мы выписали название станции метро – Дунджимен, Dongzhimen, 东直门 , а лучше бы выписали Dongzhimen Long Distance Bus Station);
    номера нужных автобусов и время их работы;
    название места прибытия автобуса из Пекина в нужный город (у нас это был Miyun Bus Station);
    название участка стены на английском и китайском (Цзиньшаньлин,  金山岭长城)

Зачем распечатывать названия иероглифами? Многие китайцы не понимают даже английской версии своих же названий. Ну и не пытайтесь выписать иероглифы вручную: так вы скорее попадете куда-нибудь не туда, если вдруг придется обратиться к кому-то за помощью.

Как мы добрались из Пекина до участка Цзиньшаньлин

Вкратце: сначала на междугороднем автобусе №980 по маршруту Dongzhimen Long Distance Bus Station – Miyun Bus Station (правда, нас чуть-чуть обманули, но добираться нужно так), заплатили по 10 юаней за человека. Затем на такси из города Miyun, заплатили по 100 юаней с человека в оба конца с ожиданием.

С таксистами торгуйтесь, спокойно но уверенно. Ехать на такси из Пекина  очень дорого! Лучше тогда экскурсию взять.

1. От хостела до автовокзала на метро до станции Дунджимен (东直门 Dongzhimen).

Автовокзал называется Dongzhimen Long Distance Bus Station. Как добраться до автовокзала в Пекине можно почитать здесь. Спасибо ребятам, они очень четко расписали где найти этот автовокзал.

Но на практике это вышло так: мы доехали до метро Дунджимен (东直门 Dongzhimen). Выход метро – это по сути сразу внутренняя часть вокзала. Много народу, большинство с сумками едут в пригороды (это был выходной день, суббота). Мы очень сильно выделяемся в толпе своей европейской внешностью. Конечно, тут же к нам подскочила какая-то китаянка, предложив свою помощь. В итоге она нас запихнула своей энергичной “приставучестью” в автобус №980 (ну хоть это оказалось правильным), шепнула что-то водителю и мы уселись, отдав за проезд по 10 юаней.

980 автобус, следующий за нами. Мы сели в такой же. Позади - выход из станции метро Dongzhimen.

980 автобус, следующий за нами. Мы сели в такой же. Позади – выход из станции метро Dongzhimen.

2. На общественном междугороднем автобусе №980 из Пекина до города Miyun.

Народу было море! Нам очень повезло, что достались сидячие места, так как очень многие были прижаты толпой в проходе. А мы спокойно уснули, укачиваемые плавным ходом вполне комфортабельного автобуса.  Время поездки из Пекина до города Miyun с небольшой пробкой на выезде из города – примерно 1,5 часа.

Изначально мы планировали доехать до автовокзала города Miyun и сесть на какой-то общественный дешевый автобус, идущего прямо до стены. Но этому было не суждено сбыться.

Город Miyun, в окрестностях Пекина, оказался очень приятным тихим чистым городком со значительно лучшей экологией.

3. На такси от города Miyun до стены.

Не доехав совсем чуть-чуть (ну пешком все же далековато было идти) до Miyun Bus Station, водитель автобуса по указанию той злополучной тетеньки остановился. И тут же нас разбудили шумные энергичные таксисты. Нас буквально выпихнули из автобуса, уверяя, что мы добрались до места назначения. Несмотря на то, что мы знали, что мы еще не доехали, делать было нечего и мы вышли. И вот тут началось интересное..

Таксисты наперебой предлагали нам доехать до стены за невероятные деньги. Не отставали на нас ни на шаг. Очень раздражает…  Мы отошли немного от остановки в поисках туалета и магазина, и мимо нас проехало 2 автобуса №980! И они не смогли остановиться, потому что имеют право останавливаться только на остановке, а мы были чуть дальше.

В общем, караул. В итоге, нам пришлось торговаться с таксистами. Они очень хитрые могут назвать цену, но не сказать, что это цена за одного человека (нас было 4). Так что пришлось по несколько раз уточнять одно и то же. Но мы молодцы: сбили цену с 300 юаней за человека до 400 юаней за 4-х в два конца с ожиданием (до участка Цзиньшаньлин и обратно мы попросили до Miyun Bus Station).

Когда мы договорились о цене, неожиданно очень респектабельный на вид, спокойный человек подъехал откуда-то на вполне дорогой черной машине. Это был наш таксист.  И все приставучие громкие китайцы, похожие чем-то сразу на всех голодных таксистов мира, вдруг куда-то исчезли из поля зрения. Оказалось, что вариант с такси  очень даже хорош.

На подъезде к стене много туристических автобусов, групп, отдыхающих пекинцев. Мы сфотографировали наше такси, когда вышли, чтобы помнить номер на обратном пути.

Немного об участке Цзиньшаньлин

Туристическая информация

Вот так выглядит билет на Великую Китайскую стену за 70 юаней. Там есть 2 отрывных талончика. Мы воспользовались только одним. Возможно, второй - на канатную дорогу (больше там и не на что билеты было брать).

Вот так выглядит билет на Великую Китайскую стену за 70 юаней. Там есть 2 отрывных талончика. Мы воспользовались только одним. Возможно, второй – на канатную дорогу (больше там и не на что билеты было брать).

Вход на участок Цзиньшаньлин после касс и извилистой асфальтированной дороги вверх. На стене ежегодно проводится марафон: китайцы уже в апреле подготовили декорации к марафону 17 мая 2014 года.

Люди, инфраструктура

Участок находится примерно в 120 км от Пекина. Он почти безлюдный даже в выходной день. Однако редкие туристические лоточки спрятались как у входа на участок (у подножия горы), так и на самой стене (очень немногочисленные, просто люди сидят с прохладительными  напитками).

Этот старичок продавал прохладительные напитки. Он давил на жалость: говорил, что ему 70 лет; что он пришел работать в Китай из монгольской деревни и вообще он герой, что сюда поднялся (это вполне оправданно) и мы обязаны у него купить прохладный напиток (хотя нам итак было жутко холодно, дул сильный ветер и тучки окружили со всех сторон). Тот, кто додумается продавать там горячий чай с лимоном и пирожки, обогатится.

На протяжении всего участка прямо на стене есть урны для мусора, но туалеты есть только у подножия горы, около входов (на самой стене их нет).

Урны забавно декорированы зубчиками в стиле самой стены. Даже здесь мусор сортируется.

Есть канатная дорога, по которой можно при желании за дополнительную плату добраться от подножия горы до середины пути. Так же на участке есть исторические и стратегические нотации на английском о текущем месте стены, выбитые из камня и стилизованные под книги.

На таких каменных "книгах" выбиты вполне информативные аннотации про конструкцию конкретного места на стене, его военную функцию и иногда легенды и исторические факты связанные с местом.

На таких каменных “книгах” выбиты вполне информативные аннотации про конструкцию конкретного места на стене, его военную функцию и иногда легенды и исторические факты связанные с местом.

Участок Цзиньшаньлин не реставрировался с XVI века, местами – это почти руины. Ступеньки лестниц сначала неравномерные и идти тяжело, а ближе к концу пути (и к участку Симатай) – почти неразличимы, одна большая каменная гора, по которой страшно и тяжело карабкаться ввысь (в наше посещение там дул достаточно сильный боковой ветер).

Резкий подъем, разрушенные ступени (это еще не самое разрушенное состояние, тут я еще не боялась подниматься с фотиком в руках).

Резкий подъем, разрушенные ступени (это не самое разрушенное состояние, тут я еще не боялась подниматься с фотиком в руках).

Очередной крутой резкий подъем на Цзиньшаньлин заканчивается полуразрушенной башней...

Карабканья по каменной горе из кирпичей, которая раньше была крутой лестницей, вознаграждаются захватывающим живописным видом.

Кто-то взбирается сюда, чтобы подмести. Вот работенка!

Стоимость и время путешествия по нашему личному опыту (апрель 2014 год)

Стоимость поездки: 20 юаней междугородний автобус туда и обратно (Пекин – Миюн), 100 юаней такси до и от стены.

Время поездки: примерно 1,5 – 2 часа.

Стоимость билета: 70 юаней.

Стоимость теплой кофты с надписью “I climbed The Great Wall”, без которой мы бы там превратились в ледышку (хотя были одеты тепло): 100 юаней даже после торгов.

Историческая справка и немного информации о конструкции

Практически все участки Великой Китайской стены, сохранившиеся  до наших дней – это участки, построенные при династии Мин (1368—1644 года). Участок Цзиньшаньлин  не стал исключением. Он был возведен примерно в 1368-1389 годах, а затем реставрирован в 1567-1570 годах.

Основанная на достаточно высоких живописных горных хребтах, стена была построена из огромных кирпичей, каждый из которых весил примерно 12 килограммов. На протяжении всего участка расположены 67 сторожевых вышек. Каждые 100 метров – боевые десятиметровые башни.

Башни на стене крайне разнообразны по своей конструкции. В зависимости от назначения башни одно- и двухэтажные. На первом этаже обычно располагались бойницы для лучников. Крыши башен также очень разные – плоские и изогнутые, четырех- и восьмиугольные. Некоторые из них были предназначены для хранения оружия и сена, другие использовались в качестве ночлега для солдат.

Любопытна и сама конструкция стены: кирпичная кладка, система водоотводов, продуманная высота стен (с внутренней стороны – ниже, с внешней, вражеской – выше), система укрепления стен около сторожевых вышек (такая лестницеобразная стена с бойницами для обороны) и так далее. Для укрепления стены каменные блоки промазывались клейкой рисовой кашей с добавлением гашеной извести. Кстати, если верить различным источникам,  рядом с башней Худин на участке Цзиньшаньлин, в стене находятся кирпичи, подписанные иероглифами, по которым можно узнать дату изготовления кирпича и подразделение, занимавшееся возведением каждого отдельного участка.

вот такие иероглифы мы нашли на некоторых кирпичах. Насколько достоверна информация на счет отметки строителей, остается лишь догадываться...

Вот такие иероглифы мы нашли на некоторых кирпичах. Насколько достоверна информация на счет отметки строителей, остается лишь догадываться…

Впечатления

В Пекине почти всегда и везде много людей, шумно, в воздухе постоянно какой-то смог, который закрывает солнце. Даже за пару дней пребывания устаешь от такой обстановки. И вот после изучения этого тяжелого, но без сомнения, очень интересного города, мы поехали на Великую Китайскую стену.

После поездки на общественном междугороднем автобусе с толпой китайцев, торгов с шумными таксистами уже одна дорога на комфортабельной машине до стены – одно наслаждение. Красивые серпантины, тоннели, вырубленные во внушающих скалах, невероятные зеленющие высокие горы. Глядя на такую красоту, понимаешь, что китайская живопись – это никакое не художественное преувеличение.

Природа здесь просто завораживает. Уходящие вдаль многочисленные горные хребты, мост (по которому мы как раз ехали на стену), грядка деревьев, забавно выстроившихся вряд...

Участок Цзиньшаньлин пока не реставрирован и именно поэтому представляет интерес! Да, тяжело идти по стене, да, нет привычных туристических удобств. Но именно там можно постоять на вершине красивейшей цепи гор после трудной прогулки по старинным китайским кирпичам (по крайней мере хочется в это верить) . Можно даже при желании остаться наедине с собой, древней постройкой и красивой китайской природой: настолько там мало людей. К слову сказать, мы не видели там ни одного русского и американца: только немногочисленные китайцы и европейцы.

Вначале участок Цзиньшаньлин вполне цел, по нему можно ходить без особого труда и наслаждаться окружающей обстановкой.

Стена на самом деле не такая однообразная, как я ожидала: башни имели разное назначение, а следовательно – немного по-разному сконструированы. Много интересных мелочей в виде необычной кладки, бойниц и иероглифов на кирпичиках. Где-то с середины пути открывается потрясающий вид на извилистую дорогу, отдаленную цивилизацию, грядку редких деревьев на склоне холма… В-общем, эстетическое наслаждение, тишина, спокойствие, преодоление собственных (может, и беспочвенных) страхов, физическое преодоление, отдаленные от обычной “бытовухи” мысли.

Уже сильно уставшие мы были "рады" увидеть уходящую вдаль извилистую линию стены, виляющую как коварный китайский дракон то вниз, то вверх. Чем дальше и ближе к Симатай, тем разрушеннее.  Зато солнце наконец порадовало

Уже сильно уставшие мы были “рады” увидеть уходящую вдаль извилистую линию стены, виляющую как коварный китайский дракон то вниз, то вверх. Чем дальше и ближе к Симатай, тем разрушеннее. Зато солнце наконец порадовало

Если бы была возможность и время, с удовольствием осталась бы там на ночь в палатке. Настолько там здорово и живописно. Между горными вершинами периодически неспешно пролетают хищные большие птицы, ветер покачивает листики деревьев, иногда припекает солнышко, а по редким извилистым тропкам проходят веселые местные подростки (абсолютно не шумные, милые, видно, что собрались на пикник) и люди преклонного возраста с палочками.

Вся техническая информация (стоимость проезда, билетов и так далее), приведенная в этой записи, точно актуальна на первую половину 2014 года, основывается на личном опыте.

Понравилась статья? Почитайте еще об одном крутом месте для прогулок в Пекине.